Независимость – это свое производство
Автор: А.Р. Данилов
Текстильная промышленность переживает непростое время. Дефицит собственного сырья, проблемы с поставками импортных тканей и отсутствие специализированных кадров не позволяют российской легкой промышленности быть конкурентноспособной, убивают профильные предприятия, приводя к опустыниванию моногородов, причем в самой коренной части России. Есть ли выход, можно ли исправить ситуацию?
Продолжаем публиковать размышления о том, что «мешает заместить импортный хлопок на лён и коноплю?» старейшего участника отрасли, инженера-текстильщика, эксперта Фонда содействия льняного дела Андрея Руфимовича Данилова.
Первые упоминания о переделе мирового рынка натуральных волокон появились в СМИ пять лет назад. За это время, чтобы сократить зависимость от хлопкосеющих стран, можно было разработать и постепенно реализовать план мероприятий по организации производства стратегически значимой для функционирования страны продукции на основе отечественной сырьевой базы. К сожалению, до настоящего времени концепцию развития и нормативные акты по мерам государственной поддержки владельцев текстильных предприятий разрабатывают и, соответственно, представляют в ведомственные органы не специалисты отрасли, а либеральные представители Высшей школы экономики. Время показало, что ими были допущены просчёты в анализе ситуации развития мировой экономики на долгосрочную перспективу. Они способствовали реализации недальновидной политики соответствующих министерств, а также тому, что владельцы компаний не приняли вовремя антикризисные меры, что привело значительное количество отраслевых предприятия к стагнации.
Впрочем, нашему технологическому отставанию от стран конкурентов также содействовали завышенная самооценка владельцев текстильных активов и неприятие ими другого мнения по модернизации отрасли на основе применения прогрессивных технологий переработки натуральных волокон.
Как известно для импортозамещения и начала производства многофункциональных и критически важных материально-технических ресурсов высших переделов из отечественного лубяного сырья необходима общая координация двух министерств. Именно Минсельхоз, под началом которого находятся выращивание и первичная переработка лубяного сырья, и Минпромторг, курирующий сектор переработки волокна и производства готовой продукции, определяют базовый смысл новаторских идей развития всех отраслей российской экономики. И именно они, как регуляторы могли бы продвигать передовые идеи в хозяйствах и на производствах первичной и глубокой переработки лубяного волокна. Но для этого ведомствам необходимо договорится о распределении полномочий между собой в целях оптимизации всей работы в условиях проблем, создаваемых нам недружественными странами и конкурентами.
Пока же из-за отсутствия командной работы и постоянного перекладывания проблем друг на друга, результата нет. Хотя оба министерства исправно субсидируют подчинённые им предприятия за счёт финансирования из федерального и региональных бюджетов. В итоге получаем эффект плацебо, а средства предоставленные даже под малый процент, зачастую не подлежат возврату.
Такие меры поддержки необходимы, но они будут иметь, положительный экономический эффект только в результате принятия коллегиального решения: объявить замену хлопка на лён и коноплю — стратегической задачей государства. Пока же санкционная политика Запада в отношении нашей страны уже привела к нарушению транспортно-логистических цепочек и перебоям с поставками сырья для нужд отечественного Легпрома.
Важно отметить, что запустить механизм снижения хлопкозависимости лёгкой промышленности в условиях санкций за счёт только частного капитала невозможно. После подсчета всех субсидий и других меры поддержки, вложенных государством в лёгкую промышленность,добавления дополнительно запланированных к выдаче средств, а также внимательного изучения проблем, возникающих от несовершенства в системе управления отраслью переработки льна и конопли, приходит понимание необходимости учреждения объединяющей структуры, способной перенести идеи импортозамещения с бумаги в реальный сектор экономики. Вариант выхода из правленческого кризиса показан на слайде ниже.
Отдельно обратим внимание на новый сельскохозяйственный тренд — техническую коноплю. В последнее время тенденции замены коноплёй других культур во многих странах мира ускорились по многим причинам – это экология, климат и увеличивающийся спрос на продовольствие, а в связи с этим дефицит сельскохозяйственных угодий. Конопля необходима агропредприятиям, занимающимся выращиванием зерновых, сахарной свёклы, подсолнечника и ряда других основных сельскохозяйственных культур. Коноплю в черноземной зоне России при интенсивном ведении производства можно включать даже в трехпольный севооборот. Перспективы и функционирование отрасли в настоящий момент показаны на слайде ниже.
В условиях же Нечерноземной зоны, делать ставку на коноплю, повышая её значимость перед льном, нерационально. Если сравнить экономические показатели и потребительский спрос на масличный и лён-межеумок, лён-долгунец и техническую коноплю, итоги будут не в пользу последней.
Важно учесть еще одно обстоятельство. Если раньше волокно конопли широко использовалось во многих отраслях промышленности, то с приходом на рынок синтетических волокон, потребление пеньки резко пошло на спад. Верёвка и такелаж из натуральных волокон, в том числе пеньки, уже не требуются в гигантских промышленных объёмах. Солома, которая в большом количестве остается после уборки конопли на семена, для традиционных тканей не годится. Для производства же из этого сырья материалов для нетканых изделий требуется своя, специальная технология. Семена же и продукция из них — пока модный, но не глобальный тренд, какой бы пользой и преимуществами они не обладали. И, скорее всего, конопля, как амарант, киноа и чиа, не заменит пшеницу, овес, гречку, ячмень, бобовые, кукурузу и подсолнечник.
Рассуждения экологов и популяризаторов на тему замены древесины и ископаемых ресурсов в производстве продукции с применением химических процессов на ежегодно возобновляемые ресурсы, лён и коноплю, на данный момент неосуществимы.
Конопля нужна как культура, способная обеспечить, большой объём целлюлозы с одного гектара по отношению к другим лубяным культурам, но прежде, чем призывать к увеличению объёмов посева данной культуры, необходима технологическая и кадровая переподготовка. Нельзя забывать что пенька, если мы хотим производить высоколиквидные товары, а не верёвку и низко номерную пряжу, перерабатывается только моченцовым методом. Именно такие приёмы переработки используются мировыми лидерами обладающими компетенциями в области коноплеводства.
Льноводам и коноплеводам России нужен отраслевой, всеми уважаемый лидер-руководитель успешной компании, отвечающий за конечный итог всей производственной цепочки от поля до прилавка. Пока же мы имеем разрозненные, узконаправленной спецификации группы сельхозпроизводителей и промышленников с поставленной для себя задачей, извлечь больше прибыли, при этом исправно принимающих финансовую поддержку государства. Старожилы отрасли при этом не могут развивать отрасль в новых условиях по причине непринятия или недопонимания инновационных подходов развития, а новые люди с либеральным образом мышления («заграница нам поможет», «не нужно создавать свое, а все необходимое купим»), недавно с помпой заявлявшие о себе в СМИ, оказались некомпетентны. Хотя настойчиво продолжают навязывать сообществу свои идеи.
Если провести экономический анализ и определить точку безубыточности коноплеводства, то приходит понимание, что без применения отечественных технологий и машин по переработке, вкладывать деньги в коноплю, надеясь на европейские технологии и оборудование, всё равно, что пустить их по ветру.
Ещё одна проблема, с которой в ближайшей перспективе столкнутся наши предприниматели, это передел текстильного рынка при активном участии иностранного капитала «как бы дружественных стран». Например, нас ждёт увеличение импорта готовых товаров из хлопка и сокращение поставок хлопковой пряжи и сырья до самых низких значений. Одним словом предсказанные нашей экономике гайдаровские реформы 90-х — в действии.
Приглашать мировых инвесторов в те сферы экономики, где мы по ряду причин не можем произвести товары необходимые для нормального функционирования государства нужно, но запускать их туда, где мы имеем возможности самостоятельно решить проблемы, недопустимо ни при каких обстоятельствах. Строить экономику с применением параллельного, серого импорта, оглядываться на торговый баланс между даже дружественными странами, выстраивая благополучие нации на основе продажи ископаемых, — не лучший путь. И если уж мы запустили Китай, Турцию и других предпринимателей на свой текстильный рынок, то развивать собственное производство, используя конкурентные преимущества по лубяному волокну, сам бог велел. Как показывает история, «дружба дружбой, но порох держи сухим» и производи его много из отечественного сырья, не надеясь на «доброго хлопкового дядю».