Кругом цветущий лен – только в песнях?

Станет ли лен в России модным трендом?

Станет ли лен в России модным трендом?

Проект выпуска смесовых тканей и полотна из долгунца в условиях дефицита хлопка по-прежнему актуален в нашем регионе, но без расширения сельскохозяйственных площадей и развития переработки тресты его реализация невозможна.

Приволжский льнокомбинат уезжает в… Кострому

Песня в исполнении великой Людмилы Зыкиной со словами Виктора Бокова  «Кругом цветущий лен» уже не актуальна. В России посевы этой культуры продолжают сокращаться. И льнокомбинаты испытывают острый дефицит сырья.

Производством льняных тканей в стране занимается несколько предприятий. Среди флагманов отрасли, по оценке экспертов журнала «Агроинспектор», есть и наши – Яковлевская мануфактура в Приволжске, Большая Костромская льняная мануфактура (оба предприятия входят в Ивановский холдинг «ТДЛ Текстиль»), «Мануфактура Балина» в Юже.

Вот что говорил в интервью «Известиям» председатель совета директоров «ТДЛ Текстиль», руководитель областной ассоциации предпринимателей текстильной и швейной промышленности Михаил Шмелёв: «Потенциал льняной отрасли большой. Но в России осталось всего два предприятия, которые обрабатывают именно дорогое длинное льноволокно. Мешает развиваться нехватка отечественного сырья – как по количеству, так и по качеству».

В России принята федеральная программа развития льноводства. В частности, селяне получают субсидию по 10 тысяч рублей на гектар. В Иванове создали межрегиональный льняной кластер с участием текстильщиков, ученых, переработчиков и сельхозпредприятий. Он ставил цель производить до 100 тысяч тонн льноволокна в год. Реализация проекта с 2018 по 2022 год должна была обеспечить 2,5 тысячи новых рабочих мест в отраслях сельского хозяйства и легкой промышленности. Ивановская область планировала сеять по тысяче гектаров долгунца в год, а в прошлом году вышли на 350… 

Более того, один из учредителей «ТДЛ Текстиль» Роман Петров сообщил, что для оптимизации производства вынужден перевести работников «Яковлевской мануфактуры» из Приволжска в Кострому («ИГ» писала об этом 1 марта). Налоги теперь будут платить не в нашей области, и регион теряет один из основных льнокомбинатов России. 

Ивановский завод нацелен на белорусов

«Несколько лет назад на лен-долгунец планировали сделать ставку как на наиболее подходящую для развития Нечерноземья культуру. Однако говорить о глобальном улучшении ситуации пока не приходится», – констатируют эксперты журнала «Агроинвестор».

Одна из причин сложившейся ситуации, пишут и местные, и федеральные эксперты, – падение спроса на лен со стороны переработчиков: «Сельхозпроизводители вынуждены были переориентироваться на короткое волокно, которое имеет более широкий спектр применения – производство целлюлозы, бумаги, медицинских бинтов, композиционных и строительных материалов».

Цифры.Если в начале 1970-х годов площадь посевов льна-долгунца в нашей стране составляла 650-750 тыс. га, то в последние 10 лет она не превышала 53 тыс. Еще в 2000-м в России произвели 48 тыс. тонн льноволокна, то в последние годы эти объемы не превышали 30 тыс. Количество льноуборочных комбайнов в хозяйствах за 20 лет снизилось с 3,2 тыс. до 200 штук. Сейчас лен возделывается менее чем в 20 регионах. Интересный факт: главным поставщиков семян, сырья и продукции изо льна в мире является Франция.

 Помимо этого, для работы со льном необходима спецтехника, которую в России почти не производят. Все эти проблемы, а также отсутствие кадров и научного обеспечения не способствуют выходу льноводства из состояния стагнации, говорят эксперты.

У нас в области есть единственное в России предприятие, выпускающее оборудование для переработки льнотресты. Завод имени Королёва включили в число участников льняного кластера – он был готов поставить технику для льнозавода, который намеревалась построить в Юже «Мануфактура Балина». Но, рассказал гендиректор предприятия Александр Крапостин, такого заказа не последовало: «Мы теперь работаем с белорусскими партнерами, закупившими в прошлом году две линии. Готовим продукцию еще для одного льнозавода из братской страны».

Останутся ли льняные ткани визитной карточкой региона?

Кстати, «Мануфактуры Балина» тоже нет. Это предприятие из Южи вошло в состав московского инвестора «Смарт Хемп», который начал выращивать и перерабатывать коноплю на территории нашей области, хотя обещает осваивать и льняные плантации.

В селекционной работе отстали на десятилетия

С льняным семеноводством в нашей стране тоже не всё гладко. Казалось бы, в реестр селекционных достижений России включено свыше 60 сортов льна-долгунца. Но федеральный эксперт Валерий Мишарин утверждает, что «выход волокна из российских и белорусских семян меньше, чем из французской или бельгийской репродукции. Ведь селекция – это длительная кропотливая работа, и мы здесь отстали минимум на 10 лет, а скорее, даже на 20-30».

Лен, в один голос говорят специалисты отрасли, – довольно дорогая культура: посеять и убрать его на одном гектаре стоит примерно 45 тысяч рублей. К тому же себестоимость переработки одной тонны тресты составляет 10 тысяч. А в начале пандемии спрос и цена на продукцию снижались – в целом отрасль за последние два года понесла значительные убытки.

Комментарий. Андрей Паевский, директор департамента регионального Агентства по привлечению инвестиций:– Первый зампред правительства Юлия Васильева 1 марта провела встречу аграриев и переработчиков льна и конопли. Речь шла о воссоздании единой льняной текстильной кооперации. Аграрии и переработчики готовы опробовать новую модель объединения уже в этом году. К примеру, «Смарт Хемп» на свои средства обещал посеять лен на 100 гектарах и организовать собственную переработку. Прозвучало предложение о выпуске вискозы на основе льняного волокна. По словам экспертов, это позволит создать полный цикл производства с обоснованной экономической выгодой.

 И всё же аналитики надеются, что в условиях дефицита хлопкового волокна и текущего роста цен на него лен может стать прекрасной заменой хлопку, суверенной сырьевой базой российской текстильной промышленности. «Нечерноземье невозможно поднимать, не сделав ставку на лен как на опорную культуру, участвующую в трех-четырехпольном севообороте. Другого пути попросту нет», – уверен, к примеру, советник председателя попечительского совета Льняного союза России Юрий Крупнов.

Но для этого нужно вкладывать в льноводство большие деньги. Да, сегодня государство выплачивает льноводам погектарные субсидии. Однако такую меру поддержки и эксперты и участники рынка считают недостаточной.

Техника ломалась от жестких стеблей

Прошлой весной в Ивановской области посеяли 371 гектар льна. И все эти площади исключительно в Верхнеландеховском районе у фермера Андрея Пушкина. Это хозяйство в 2020 году вошло в реестр Минсельхоза льносеющих сельхозпредприятий наряду с «Приволжской нивой» РИАТа, что помогло нашей области обогнать по посевам соседнюю Костромскую.

Льновод Андрей Пушкин продолжил дело своего отца Владимира.

«И в 2020-м, и в прошлом году мы получили субсидию в 10 тысяч рублей на гектар, – рассказал «ИГ» Андрей Пушкин. – Решили и проблему сбыта – сами начали переработку тресты на паклю, закупив оборудование. В этом году вроде запланировал посеять около 400 гектаров, но не знаю, получится ли. Дело в том, что у меня нет кондиционных семян. И купить их негде. А сеять закупленные три года назад, некондицию – значит, потерять урожай. И техника для уборки у меня старая».

«Я 40 лет в сельском хозяйстве и помню, как в нашем районе льном занимались четыре-пять хозяйств, – говорит главный экономист Верхнеландеховской райадминистрации Галина Размахова. – У нас он всегда рос лучше, чем зерновые. Андрей Пушкин, потомственный фермер, перестал сеять зерновые, сделал ставку на лен. На сорт «Томский-17″ – неэлитный, массовый. Элиту сегодня даже за хорошие деньги не купишь. Семеноводческие хозяйства перевелись».

«Приволжская нива» (Приволжский район) в 2021 году отказалась от долгунца. Как рассказали в бухгалтерии хозяйства, даже пожалели, что связались с этой культурой. Специальной техники не было, а обычная ломалась от жестких стеблей. И урожай получился мизерный. Хотя уже после свертывания проекта были звонки даже от… китайских заказчиков с просьбой продать тресту. 

«Экономически не выгодно заниматься льном!» – решительно заявил корреспонденту «ИГ» руководитель агрохолдинга РИАТ Павел Михасёв. К патриотическим чувствам менеджеров прагматичного руководителя группы Владимира Власова взывать бесполезно.

Тем не менее, сообщила главный специалист-агроном профильного департамента Ольга Багалина, Ивановская область остается льносеющей и в этом году планирует занять под долгунец 400 гектаров.

По данным реестра Минсельхоза, в 2020 году самые большие площади были в Тверской (5180 га), Нижегородской (4128) областях, Алтайском крае (4246).

…Песня про лен – напоминание о том, что эта национальная культура может поднять экономику центра России и стать для текстильщиков частичной заменой хлопку. Надо только государству оказать ей более весомую поддержку. Чтобы побольше Пушкиных у нас стало.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/268212344

Ивановская газета

Темы: Сельское хозяйствоЦентральный федеральный округ