Лён. способный заменить хлопок

Автор: Данилов А.Р. с соавторами Князьков О.В. (Фонд Содействия развития льняному делу).

«Восстанавливать российское льноводство уже поздно, его необходимо создавать заново, на новых технологических принципах, разработав национальную концепцию стратегического развития текстильной отрасли   с учетом конкурентоспособности и опережения стран конкурентов в краткосрочной перспективе». Так считают авторы новой статьи в рамках дискуссии о путях развития льняной отрасли России — Данилов А.Р. (ООО «Промтехлен»), Морыганов А.П. (Институт химии растворов РАН), Князьков О.В. (Фонд Содействия развития льняному делу).

В настоящее время используется два основных направления переработки льна. Метод выделения из льнотресты длинного льна с последующим мокрым прядением, который предложил в 1810 году Филипп Жирар, и производство пряжи сухим прядением из короткого волокна и котонина. Однако есть третий, причем универсальный способ, разработанный объединённым сообществом проектантов из г. Иваново — ООО «Геопроект», машиностроителей «Завод им.Королёва» и учёных института химии растворов РАН.

Унифицированное льноволокно – основной, а не вспомогательный компонент  смесовой пряжи

 Унифицированное льноволокно УЛВ, произведённое с применением химических процессов, имеет ряд экономических преимуществ перед механическим котонином (далее МК).  Возможности применения льна с хлопком и их потенциал в смесках досконально изучены и описаны учеными. Экономисты и технологи,  используя предлагаемое на рынке доступное сырьё, изготовили, насколько позволяет техническая оснащённость предприятий, опытно-промышленный ассортимент товаров с МК и, возможно, имеют направления его дальнейшего развития. Информация, озвученная в СМИ, на совещаниях профильных министерств и других мероприятиях, позволяет сделать вывод, что отечественные технологии производства конкурентоспособной текстильной продукции изо льна в России отсутствуют.

Ставка делается на устаревшие европейские и китайские технологии и их машиностроение, что категорически нельзя делать, если наша страна видит себя в первых рядах стран с высокоразвитой экономикой. Российское текстильное машиностроение из-за отсутствия заказов и стратегии долгосрочного развития деградировало, но и мировое машиностроение, если это не переработка хлопка, не решит проблему вывода льнокомплекса РФ на инновационный путь развития.  У  европейских технологов нет задачи сделать российский лён мировым  стратегическим сырьём.

Получить смесовую пряжу хорошего качества без использования химических обработок проблематично, но завидное упорство текстильных магнатов России и Белоруссии использовать МК, изготовленный по технологии и на оборудовании стран Евросоюза и Китая, воспроизводить  новые объекты котонизации по их лекалам, пряжу до № 20 и  малоконкурентоспособную продукцию низкого ценового сегмента, являются действием саморазрушения. У этих предприятий (личное мнение авторов) путь незавидный и если они захотят через дискуссии в СМИ обсудить экономическую составляющую своей хозяйственной деятельности, мы готовы к полемике.

Совокупность параметров УЛВ —  извитость (два-три витка на сантиметр), полученная с помощью химического воздействия на волокно; частичное удаление примесей (лигнин и пектин) и высокая гидрофильность; механические параметры волокна, приближающиеся к хлопку (масса длиною  35-55 мм при линейной плотности 0,8-0,9 текс) — вкупе с правильно подобранными агрегатами окончательного прочёса помогают низкономерному волокну превратиться в унифицированное льноволокно (УЛВ), пригодное для переработки современными робототехническими комплексами. Волокно с такими характеристиками запрессовывается в кипы и готовится к отправке на хлопкоперерабатывающие фабрики. 

На следующей стадии производится разбор кипы и  волокно,  после предварительного прочёса при формировании ленты  на линии фирмы «Трючлер», имеет параметры 30-40мм и 0,4-0,6 текс.  Если-же прибавить отсутствие примесей и извитость, то получение чистольняной пряжи № 34, а в смеси с хлопком — от № 40 и выше, не покажется таким уж фантастическим достижением. Новизна химических процессов, применяемых разработчиками, основана на умении правильно удалить природные полимеры, которые в межклеточном пространстве скрепляют целлюлозные волокна и,  наряду с гемицеллюлозами, определяют механическую прочность стебля.

Имея опыт работы с природными связующими, правильно подбирая химические реагенты, можно получить и элементарные льноволокна, которые уже много лет не удается произвести методом механической котонизации.  Экономически выгодно, по мнению разработчиков, совместить на одной производственной площадке все три стадии выпуска смесовых тканей (без отделки): механохимическую котонизацию, прядение и ткачество, но это дорогостоящие удовольствие и при закредитованности текстильщиков без участия федеральных денег невозможно.    

Технологическая отсталость хлопкоперерабатывающих фабрик, сложности сырьевого обеспечения и узконаправленное мышление их руководства не позволяют  без модернизации производственных процессов выпускать  пряжу высоких номеров, поэтому в планах краткосрочного развития ставка делается на механический котонин и закупку низкономерных пряж у прямых конкурентов. Проблема в том, что механический котонин не является основным компонентом смесовой пряжи, а применяется в смеси с хлопком или шерстью в соотношении 30% на 70% и остаётся ликвидным до № 20. Смесовые ткани с МК после стирки сначала потеряют товарный вид, а вследствии этого — и покупательский спрос.

Унифицированный лён УЛВ до № 34 является основным компонентом, от № 40 и выше в смеси с хлопком и шерстью возможна компоновка 50% на 50%. Себестоимость УЛВ не превышает 90 руб. за килограмм, и может без дополнительной подготовки использоваться современными робототехническими комплексами (пневмопрядение) и составить конкуренцию хлопку во всех переделах. Хлопок, предлагаемый к поставке в Россию, в настоящий момент по стоимости выше  пряжи, некоторые хлопчатобумажные комбинаты уже используют сырьё со склада государственного резерва, поэтому честной конкурентной среды для российского производителя не ожидается.

Экономическая эффективность новых технологических решений в стадии сельскохозяйственной, первичной и глубокой переработки выше традиционных в два раза, а на стадии прядения и производства готовой продукции — в три раза. В качестве  доказательства можно привести несколько фактов. Так, нет необходимости, закупать импортную, дорогостоящую сельхозтехнику. Инновационная технология первичной и глубокой переработки льна менее энергозатратна и использует на 70% российское оборудование, а в перспективе — при подключении машиностроительных предприятий ОПК — его доля возрастёт до 100%.  По мнению специалистов,  оборудование  для прядения кольцевым способом мощностью 400 тонн в месяц, обычно используемое для переработки МК, стоит 28-30 миллионов евро, а пневмомеханический способ прядения с УЛВ обойдётся  в 7-8 миллионов евро.      

Американские и немецкие переработчики уже в 2018 году, возможно, получили технологии производства льноволокна с параметрами хлопка, работы в этом направлении, судя по рекламным статьям в СМИ, активно велись. Технологии разделения льна на элементарные льноволокна методом механохимической обработки, если они действительно получены в лабораториях стран-конкурентов, российским переработчикам хлопка будут недоступны по причине острой конкуренции на  мировом рынке текстильных изделий. Имея технологии механохимической котонизации и свободные земли льносеющих регионов Нечерноземья, Россия может совершить технологическую революцию.  

Новая стратегия экономического развития легкой промышленности и сельского хозяйства, основанная на отечественном сырье, создаст прецедент импортозамещения и увеличения индекса промышленного производства, ВРП и ВВП РФ.  Эффективность такого метода хозяйствования пополнит федеральную казну триллионами рублей, снимет налоговую нагрузку на нефтегазовый комплекс, создаст новые рабочие места и прецедент к развитию сельских территорий.

Два года назад в Иванове был представлен проект современного центра глубокой переработки льна (далее ЦГПЛ). Технологии, применяемые в производственных условиях  ЦГПЛ, позволят перерабатывать все виды лубяных волокон (долгунец и масличные сорта льна, конопля) на одной поточной линии, меняя только параметры обработки химическими растворами и их рецептуру. Возможности ЦГПЛ к взаимозаменяемости в ассортименте  выпускаемой продукции — от хлопкоподобного льноволокна для прядения, отбелённого и огне-биозащитного льна, до льняной целлюлозы двойного назначения – создают перспективы успешного экономического развития предприятия на долгосрочный период. В ближайшем будущем на предприятии такого уровня технической оснащённости нам удастся получать элементарное льноволокно и товарную продукцию высших переделов. Поэтому вышеуказанные предприятия уже разрабатывают проектно-сметную документацию по организации высокотехнологичных комплексов переработки льнотресты и соломы технической конопли в УЛВ на основе отечественной технологии. Проект находится в высокой степени готовности и при заинтересованности льносеющих регионов может быть реализован в короткие сроки (1,5 года) при наличии инфраструктуры.    

Квалифицированный кадровый состав участников проекта на основании экономического анализа развития льнопереработки в России пришёл к выводу, что импорт мировых технологий и оборудования не соответствует российской ментальности, тормозит наше развитие и ведёт к подъёму экономики стран-конкурентов. Европейские технологии и машиностроение в сегменте льна изначально предназначались для стран с мягким климатом, в их идеологии отсутствовало понятие короткое льноволокно. Отечественное машиностроение базировалось на других технологических принципах, поэтому применив не подходящие для наших климатических условий импортные идеи, мы потеряли свою индивидуальность и передовые позиции возделывания и переработки льна.

Привлекательность УЛВ  для аграриев

Желание расширить севооборот за счет лубяных волокон теперь не проблема, а выгодная перспектива любого сельхозпроизводителя. В отличии от традиционного метода уборки и переработки  льна на длинное волокно, процессы производства УЛВ позволяют использовать более низкозатратные методы уборки, что делает льноводство и коноплеводство более рентабельным. Кошение, теребление льнотресты любого номера, с применением навесного или прицепного оборудования на имеющемся у сельхозпроизводителя даже отечественном тракторе с последующим ворошением, рулонированием или кипованием  станет возможно при применении инновационных технологических процессов  первичной переработки льна.. Новая технологическая политика позволяет расширить круг резидентов в формировании общего объема льнотресты, необходимой для устойчивой работы агрокомплекса любого льносеющего региона.

В новых условиях хозяйствования могут принять участие сельхозпроизводители, ранее не возделывающие лён, но имеющие земельные угодья и желание добавить его в севооборот.  Отсутствие, дорогой уборочной техники, используемой только на момент уборки льна — не является ключевым фактором. Для успешного функционирования  понадобится приобрести только навесное оборудование и льносеялку; трактора, погрузчики, пресс-подборщик и средства доставки должны уже быть в наличии. Инициатива формирования регионального МТС и приобретение уборочной техники, согласно директивы профильного министерства, для уборки и переработки льна на длинное льноволокно, остаётся у сельхозпроизводителя, придерживающегося традиционных методов.

Проблема реализации короткого льна, произведённого традиционным способом, при организации в льносеющем регионе ЦГПЛ останется в прошлом. Главный вопрос сельхозпроизводителей: «Сколько нужно низкономерного льна, какого качества и какой цены»?- учтены в презентационных материалах организации и функционирования одного агропромышленного регионального кластера. Один комплекс по производству унифицированного льна способен переработать 30 тыс/т льнотресты в год от № 0,5 до № 1 ( выше можно пускать на длинный лён для Китая) по цене от 3 до 5 рублей/кг., или 20 тыс/т короткого льноволокна ГОСТ 9394-76  по цене до 30 руб./кг. Цены на переработку технической конопли, её качество и объёмы, а также проектно-сметная документация по организации промышленного производства переработки технической конопли, обговариваются с заинтересованными хозяйствующими субъектами по индивидуальной схеме.

Мы уверены, что получение хлопкоподобного льноволокна механохимическим способом (далее — унифицированное льноволокно -УЛВ) из однотипного льна с применением инновационной схемы переработки льнотресты — метод настоящего и будущего. Ряд других приемов обработки льна: ударно-волновая технология, обработка энзимами, аэродинамическое прядение и другие новые методы глубокой переработки льна могут дополнить УЛВ-технологию и стать элементами производства льняной продукции XXI века.   

 С презентационными материалами можно ознакомиться, обратившись к авторам: roslan-len@bk.ru