Важные темыГлавноеНовости

Стратегия льна. Потребность в льноволокне стимулирует рост интереса к культуре

Евгения Чернышова, Алексей ТрофимовАгротехника и технологии 12 июля 2019

Исконно русскую культуру — лён-долгунец — за десятилетия постсоветской эпохи в России почти перестали возделывать. Последние годы интерес к прядильному льну снова возрождается. Несмотря на высокозатратность и пока ещё очень невысокую рентабельность, аграрии пробуют заниматься этой непростой и незаслуженно забытой культурой

В РОССИИ ПРОИЗВОДИТСЯ ОКОЛО 45 ТЫС. Т ЛЬНОВОЛОКНА В ГОД ПРИ ПОТРЕБНОСТИ В 350 ТЫС. ТФото: Легион-Медиа

О причинах интереса и возможных подводных камнях возделывания льна-долгунца корреспондентам журнала «Агротехника и технологии» рассказали участники рынка. 

Хлопок, нефть и продукты их переработки стали серьёзными конкурентами льну в сфере промышленности и потребления. Но он всё же пока остаётся на рынке. В настоящее время крупнейшими мировыми игроками в области выращивания льна, изготовления льняного волокна и изделий из него являются Китай, Франция, Украина, Белоруссия, Бельгия, Ни­дер­лан­ды и Египет. Дальнейший спрос будут подстёгивать новые тенденции потребления, запрос на «натуральные», «биологически разлагаемые», «зелёные», «органические», «климатически нейтральные» и иные подобного рода изделия и товары.

Окупятся ли затраты?

«В 2019 году в России будет занято льном-долгунцом примерно 47 тыс. га, — рассказывает Дмитрий Хомяков, завкафедрой агроинформатики факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова. — Он возделывается менее чем в 20 субъектах федерации. 15-20 лет назад эта площадь была в 3-4 раза больше. Справедливости ради надо отметить, что в 1970—1975 годах она составляла практически рекордные 650-750 тыс. га. Только потом посевные площади стали снижаться, а средние урожаи с гектара постепенно увеличивались». В 2017 году, по данным Дмитрия Хомякова, посевные площади льна-долгунца составили 47,5 тыс. га, а производство льноволокна — 39 тыс. т при среднем урожае с убранной площади 9,2 ц/га. Наилучшие показатели по производству льноволокна тогда имели Омская область (6,9 тыс. т), Смоленская область (4,5 тыс. т), Алтайский край (4,1 тыс. т) и Тверская область (4 тыс. т). А в 2018-м произвели 37 тыс. т льноволокна, при среднем урожае 8,7 ц/га.

Спрос на лён от переработчиков длительное время падал, сельхозпроизводители вынужденно переориентировались на короткое волокно с более широким спектром применения — производство целлюлозы, медицинских бинтов, бумаги, композиционных и строительных материалов. «Одна из причин была рассмотрена выше — это конъюнктура рынка, — поясняет Дмитрий Хомяков. — Вторая — исключительная ресурсоёмкость и трудоёмкость возделывания и переработки льна. Особые жёсткие требования к подбору высокопродуктивных и устойчивых сортов; производству и подготовке семян льна к посеву; к плодородию, физико-химическим свойствам и гранулометрическому составу используемых почв; системе удобрений культуры, обработке посевов в предпосевной и вегетационной период, к постоянной борьбе с сорняками и вредителями. Их список значителен: трипс, льняной долгоносик, льняная блошка, плодожорка-листовёртка, совка-гамма, луговой мотылёк; болезни: фузариоз, ржавчина, полиспороз, антракноз, пасмо льна». Кроме того, очень сложна уборка, несмотря на использование современной рулонной технологии. Обязательно соблюдение специализированных севооборотов, подбор лучшего предшественника и т. д., перечисляет эксперт.

Все этапы требуют отдельного специального комплекса машин, механизмов, технологий, а самое главное — строжайшего соблюдения технологической дисциплины, сроков и параметров агротехнических приёмов, продолжает Дмитрий Хомяков. Собранная продукция, пройдя первичную обработку, в сжатые сроки должна быть доставлена на заводы для переработки. Это новые затраты на логистику. Нельзя забывать и про научное обеспечение всего вышесказанного, напоминает эксперт. А учитывая диспаритет цен и конкуренцию, высокую рентабельность ожидать сложно. Специализированные хозяйства вынуждены выживать, а не думать о расширении производства, сожалеет он.

Тем не менее, амбициозные проекты по производству льна-долгунца в России сегодня появляются. «Как и в любой отрасли, в льноводстве тоже есть свои подводные камни, — рассказывает Константин Клюка, генеральный директор АПХ «ПРОМАГРО», — например, длительный срок окупаемости вложений в бизнес и довольно высокие риски, поэтому, чтобы заниматься льноводством профессионально, предприятию необходима поддержка государства. Это укрепляет нашу уверенность в перспективности возрождения в Смоленской области льняного кластера». В своё время Россия была лидером по производству льноволокна, продолжает специалист. Особое место в льноводстве занимала Смоленская область, потому что больше всего льна выращивалось именно там. После распада СССР отрасль начала постепенно угасать, и сейчас по объёмам производства льна Россия сильно отстаёт от других стран. Многие ранее процветавшие заводы находятся в запустении, часть из них перестала функционировать, а часть балансирует на грани закрытия. В то же время льняная отрасль в мире показывает увеличение объёма производства в 2 раза. «Это заставило нас задуматься об экономической целесообразности льноводства и перспективах возрождении его традиций, — вспоминает Константин Клюка. — Идея проекта “Русский Лён” зародилась несколько лет назад, но решающим фактором стало то, что президент выделил лён как приоритетную культуру для нашей страны и подчеркнул необходимость её развития».

Затраты на выращивание льна-долгунца выше, чем затраты на выращивание зерна, в 2,5 раза, сетует заведующая лабораторией селекции технологий Института льна (г. Торжок) Татьяна Рожмина. Кроме того, для возделывания этой культуры необходимо приобретать специализированную технику, а во многих хозяйствах нет на это средств. Получается, что культура может быть высокорентабельной, но для этого необходима соответствующая материально-техническая база, рассуждает эксперт.
Лён российской селекцииТатьяна Рожмина, заведующая лабораторией селекции технологий Института льна (г. Торжок)

«В реестре селекционных достижений РФ свыше 60 сортов льна-долгунца и только 17% из них — сорта зарубежной селекции. Посевная площадь под иностранными сортами — около 25%, при этом более половины засевается сортом голландской селекции Мерилин. Семеноводство этого сорта в Западной Европе уже давно не ведётся, поэтому большая часть посевов, которыми сейчас засеяны наши поля, — семена массовых репродукций. Следовательно, ни о каком качестве и соответствии изначально заявленным параметрам продуктивности говорить здесь не приходится. Для получения высоких и гарантированных урожаев высококачественной льнопродукции необходимо осуществление ускоренной сортосмены и устойчивого сортообновления. 

Урожайность льна-долгунца в нашей стране за последние 10 лет увеличилась примерно вдвое, прежде всего за счёт успешной работы селекционеров. Потенциальная урожайность современных отечественных сортов — 20-25 ц/га, номер трёпаного (длинного) льноволокна — 12-14. К сожалению, в производстве сейчас получают только 9,2 ц/га льноволокна, и низким остаётся его качество (9-10 номер). Проблема в первую очередь в несоблюдении агротехнологий производства культуры: хозяйства недостаточно обеспечены уборочной техникой, из-за этого часть урожая уходит под снег. Другая причина невысокой урожайности и низкого качества волокнистой льнопродукции заключается в том, что для достижения высоких показателей необходимо использовать современные инновационные разработки — новые сорта, приёмы возделывания, уборки и приготовления льносырья. 

Урожайность льнопродукции напрямую зависит от качества семенного материала. А с семенами у нас большая проблема: не стало льносемстанций, семян не хватает, высокий процент некондиционных семян, зачастую сеют семенами массовых репродукций, что недопустимо. Разумеется, при этом урожайность и качество льнопродукции снижаются. Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо наладить систему семеноводства, организовать в каждом льносеющем субъекте России сеть элитпроизводящих и семеноводческих хозяйств, которые закроют потребность в необходимом количестве семян. Для обеспечения зон неустойчивого семеноводства (отдельные районы Северо-Западного и Волго-Вятского регионов) посевным материалом, необходимо в большей мере сконцентрировать семеноводческие посевы льна-долгунца в Центральном регионе России — это отдельные районы Смоленской (кроме Велижского, Демидовского, Ершического и Шумчанского), Брянской (Дубровский и Рогнеденский районы) областей, а также все районы Калужской, Ивановской и др. областей, где агроклиматические условия наиболее благоприятны для получения семян. Это позволит повысить коэффициент размножения льносемян в 1,5-2,0 раза и снизить затраты на их производство. 

Техника, которой нет

На отсутствие техники для отрасли действительно жалуются многие, однако ситуация далеко не так катастрофична, как может показаться. «Технология работы со льном такова, что до сбора урожая — то есть на этапах посева, химпрополки, внесения минеральных удобрений — можно использовать универсальную технику, — рассказывает Константин Клюка. — После этого — только специализированную. Выбор производителей универсальной техники довольно велик, у нас есть как российские, так и зарубежные машины. А на этапе уборки урожая вступает в дело специализированная льноуборочная техника: теребилки, оборачиватели, вспушиватели, пресс-подборщики. В этом сегменте производителей существенно меньше: в основном это белорусские и европейские компании, российские почти не представлены. Особенно это касается рынка самоходной сельхозтехники».

Когда говорят, что техники для льна нет, имеется в виду специализированная уборочная техника. В России машины для уборки льна-долгунца действительно не производятся. На рынке представлены белорусские производители, а также французские компании, которые, кстати, являются лидерами мирового рынка по льноуборочной технике. То есть приобрести качественный комбайн для уборки льна где-то в другой стране не проблема. Но сельхозпроизводителю необходимо ещё до уборки предусмотреть множество технологических мероприятий, чтобы было, что этим комбайном убирать.

«Лён — культура мелкосемянная, — поясняет Илья Царьков, представитель компании «Амазоне» в Центральной России, — высевается в верхний слой почвы, поэтому достаточно требовательна к качеству подготовки почвы. Структура почвы должна быть мелкокомковатой, поверхность хорошо выровненной. Необходимо подбирать почвообрабатывающие машины, способные хорошо подготовить почву. Здесь можно работать универсальными орудиями, просто учитывая все требования культуры». Что касается сеялок, здесь выбор сужается, поскольку лён требователен к ширине междурядья, замечает специалист. Желательно сеять его узкорядно, с междурядьями 6-8 см. Именно поэтому одна из самых распространённых, по его мнению, ошибок аграриев заключается в том, что они выбирают для льна не совсем подходящую сеялку, которая отлично работает на зерновых, культурах, но из-за более широкого расположения сошников не очень подходит для посева льна. Поэтому они вынуждены производить посев льна на «зерновую» ширину междурядья 12-15 см. Другой вариант ошибки — когда универсальная сеялка не может выдержать необходимую льну глубину заделки. При заказе универсальной сеялки сельхозпроизводителю необходимо предусмотреть специальные опции для посева льна, которые позволят проводить посев на глубину 1,5-2 см и уменьшить междурядье до 8 см. Или можно дооснастить уже имеющуюся сеялку специальным комплектом для льна, добавляет Царьков.

Другая сторона проблемы — нехватка специализированной техники для подработки семян льна. По данным ВНИИ льна, семенные хозяйства в России сегодня обеспечены сушильными и семяочистительными комплексами только на 20 %. Главный технолог компании «ПЕТКУСРуссланд» Людмила Крышкова считает, что для работы с семенами льна сельхозпроизводители вполне могут использовать универсальное оборудование. «Главное — оснастить его правильными решётами и триерными сегментами, — подчёркивает она, — а также убедиться, что настройки подачи воздуха на аспирации подходят именно для семян льна». Что касается сушки, то любая, сушилка, работающая с масличными, справится и с семенами льна, продолжает специалист. Она рекомендует использовать теплообменник для бережного режима. Сегодня компании-производители предоставляют как сушилки небольшой вместимостью (до 8-10 т непрерывного действия) с теплообменником, так и контейнерные сушилки, рассчитанные на сушку семян небольших объёмов из разных лотов. Всё это можно использовать для работы с семенами льна. Для очистки подойдут очистители воздушно-решётного типа, триеры и пневмостолы производительностью от 300 кг до 5 т в час в семенном режиме, отмечает Крышкова.
Стратегическая культура

Хоть лён и является исконно русской культурой, конечным потребителем сегодня он почти забыт. Возникает вопрос: а будут ли востребованы изделия, произведённые из столь непростого в возделывании сырья? «В целом доступность любого продукта зависит от насыщенности рынка и его системности, — считает Константин Клюка из «ПРОМАГРО». — Если в России будет производиться много волокна разного качества и цены, а производители смогут зарабатывать, то льняное волокно по стоимости станет конкурентным с хлопковым. А значит, продукция (вещи, одежда) изо льна появятся на прилавках и будут доступными». Тренд на развитие текстильной промышленности активно поддерживается на федеральном уровне, льняная отрасль признана стратегически важной, что нашло отражение в Поручении президента. Кроме того, действует госпрограмма поддержки льняной отрасли Минпромторга «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», а также есть поддержка Минсельхоза по ряду направлений: несвязанная поддержка в области растениеводства, проведения культуртехнических мероприятий и внесения мелиорантов, приобретения техники и элитных семян. Эти меры особенно важны для Гринфилд проектов, отмечает специалист. 

По данным Минсельхоза, льноволокна в России производится около 45 тыс. т в год, при потребности в 350 тыс. т, из которых 175 тыс. т — для текстильной промышленности и примерно столько же для производства целлюлозы различного назначения, в том числе на оборонный комплекс необходимо около 30 тыс. т. Поставки хлопка в ближайшее время будут практически прекращены, потому что страны-производители начали заниматься и его переработкой. И именно поэтому задача импортозамещения в этой области сегодня становится одной из важнейших.
«Почему мы называем лён стратегической культурой? — рассуждает Татьяна Рожмина. — Поскольку хлопок перешёл в разряд импортного сырья, лён на сегодняшний день является основным отечественным источником волокнистого сырья, в котором нуждается не только текстильная промышленность, но и военно-промышленный комплекс, медицина, космос, автомобилестроение и другие отрасли народного хозяйства». До недавнего времени усилия селекционеров были направлены исключительно на создание тонковолокнистых сортов льна-долгунца с высокой прядильной способностью для текстиля. Однако в современных условиях необходимы сорта с новыми качественными характеристиками, отвечающими требованиям различных высокотехнологичных секторов экономики. Важную роль в решении проблемы стратегической безопасности страны имеет созданный впервые в мировой практике во ВНИИ льна (ныне Институт льна — филиал ФГБНУ «Федеральный научный центр лубяных культур) сорт Универсал с высоким содержанием целлюлозы и другими параметрами, необходимыми для получения качественного пороха для военно-промышленного комплекса. Как показывают испытания, качество пороха из льняной целлюлозы намного выше, чем из хлопковой, констатирует эксперт. Но для производства такой целлюлозы необходимы специализированные сорта льна. В конце концов, ходить можно и в синтетике, но вопросы безопасности страны должны быть в приоритете. Поэтому и необходимо развивать льняную отрасль, подчеркивает Татьяна Рожмина.